После приезда из Питера мне много раз задавали один и то же вопрос: "В какую сумму обошлась поездка".
Мы ездили вдвоём, я и моя 13-летняя дочь.
Авиабилеты Новосибирск - Санкт-Петербург - Новосибирск обошлись в 33200 рублей, на поезде обходилось порядка 50000 рублей.
Парковка в Толмачёво - 2000 рублей.
Расходы на бензин Кемерово - Толмачёво - Кемерово 1200 рублей.
Гостиница, в которой дети до 14 лет проживают безплатно 30200.
Поездка в Петергоф и обратно на катере - 2000.
Походы в музеи не считаю, во всех музеях школьники безплатно или за очень символическую плату в 50 рублей.
От расходов на проживание, питание и музеи никуда не уйти. Но вот дорога...
Из-за ограничения по времени решено было добираться до Питера самолётом.
Примерно за месяц до начала поездки просчитал во сколько бы обошлась поездка на машине. С учётом поездки по всей кольцевой автодороге Санкт-Петербурга расчётный пробег составлял 9100 км. При этом затраты на топливо обходились, по тем ценам 18500 - 18700 рублей.
Умный китайский калькулятор подсказал, что разница в стоимости поездки составляла бы 17500 - 18000 наших рублей (на поезде около 35000).
При наличии дополнительных 10 - 12 дней на разницу в затратах, с учётом поездки на самолёте, дополнительно к Питеру можно было бы сделать очень даже хороший вояж по Уралу, Золотому кольцу и набраться ещё больше хороших впечатлений и положительных эмоций.
Вот такая арифметика!!
К чему я это написал? А вот к чему.
Дальше в тексте не будет рекламы, антирекламы. Всё основано на предложениях туроператоров, отзывах, личных наблюдениях и расчётах.Блуждая в лабиринтах мировой паутины в поисках материалов по неакадемическим версиям прошлого нашей страны, случайно натолкнулся на сайт одной из столичных туристических компаний. В условиях кризиса компания предлагала вместо поездок по заграницам совершить автобусный тур по Золотому кольцу России. Познавательно, патриотично и импортнозаместительно!
Как человек, путешествующий исключительно по России, я заинтересовался этой темой, тем более, что прокатиться по городам Золотого кольца давно хочу и уже почти подготовил маршрут. А что если воспользоваться предложениями туроператоров?
Первое, что пришло в голову после прочтения информации туристических компаний, так это полное отсутствие безпокойства. Возят, водят, рассказывают, устраивают в гостиницы, кормят. Правда, есть одна оговорка. В осенне-зимне-весенний период, когда световой день короток, экскурсионная программа сокращена. Если дождь, то тоже. А это, с учётом поездки до Москвы и обратно, просто грустно. Но всё поправимо, если поехать в период с мая по сентябрь. Остальные выкладки ниже.
Вариантов предлагаемых туристическими компаниями маршрутов много, как по количеству дней, так и по местам посещения. Проживая за три с половиной тысячи вёрст от места начала автобусного тура ехать в него на 2 – 3 дня ну просто не имеет смысла. Хочется всего и побольше.
Вот для таких, жадных «до посмотреть» есть туры на 6 – 7 – 8 и даже 10 дней с посещением 10 – 16 городов. Протяжённость таких маршрутов в среднем 1000 километров. При меньшем количестве дней пробег естественно короче.
Заинтересовавшись информацией, я решил посмотреть, что же предлагают различные туристические компании по Золотому кольцу и сделать некоторые прикидки.
Первое, что бросилось в глаза при знакомстве с программой тура, это время отправления и прибытия. Сложилось впечатление, что во внутреннем пространстве МКАДа совсем не знают о существовании внешнего пространства этого кольца. А оно просто очень огромное.
И так! Места отправлений автобусов по маршруту: стоянки возле Ленинградского вокзала и гостиницы «Космос». Время отправления, в зависимости от дня недели, маршрута и компании в интервале 7:30 – 9:15 утра. Для жителей внутриМКАДовского пространства вполне нормально. Проснулся утречком, принял душ, позавтракал и в путь. Из любой точки столицы можно добраться за 30 – 60 минут, в метро пробок не существует. А вот, например, для жителей столицы нашей Родины – города Кемерово и его окрестностей, уже проблематичней. Самолёты из Кемерово в Москву прибывают как раз во время отправления автобусов. Но ещё надо получить багаж и добраться из аэропорта до места отправления. А это 35 минут на аэроэкспресе, а потом на метро с Павелецкого или Белорусского вокзала до места отправления. Итого: час - полтора. Выход – остановиться в гостинице Москвы и поутру со свежими силами отправиться в тур. Но за счёт этого бюджет поездки увеличивается примерно на 4 – 6 тысяч честно заработанных рублей. При удачном раскладе в эту стоимость может войти ужин и завтрак в гостинице. Это из расчёта на 1 – 2 человек. А чтобы не было скучно, можно прогуляться по столице, заглянуть за стены Кремля. Это ещё опустошит кошелёк на 400 – 800 рублей, если не посещать музеи. Можно просто побродить по городу, это почти безплатно.
Можно вылететь из Новосибирска вечерним самолётом и прилететь в Москву вечером. Но всё равно, отдохнуть надо. А значит, гостиницы не избежать. Можно, конечно и в аэропорту или на вокзале скоротать время и попытаться потом поспать в автобусе, но это точно будет мука, а не отдых.
Есть ещё вариант. Приехать в Москву утренним поездом и, как говорится, скораблянабал. Но для того, чтобы прибыть в Москву утренним поездом, нужно сесть на проходящий по Транссибу поезд, либо поезд Новокузнецк – Москва. Интервал прибытия 1:00 – 6:15 утра. Есть время позавтракать перед дорожкой и добраться до места отправления автобуса. Ну а принять душ только после насыщенного дня вечером в гостинице.
Заявленное возвращение из поездки в Москву опять же зависит от туроператора, маршрута и… знаменитых Московских пробок и колеблется от 20:00 до 22:00. А как будет в действительности? На Кемеровский самолёт уже не попасть. Есть вариант на утренний Новосибирский. Или поездом, в лучшем случае Кемеровском, а в худшем проходящим по Транссибу. Или снова в гостиницу и отдыхать до следущего вечернего Кемеровского самолёта.
Выбор, как говорится, есть!
Ну а теперь об условиях тура.
Стартовая цена тура по Золотому кольцу на 7 – 8 дней начинается, в среднем, с 22 – 23 тысяч рублей, при условии покупки путёвки в Московских туристических компаниях. За эту цену предлагается двухместное размещение и одно – двухразовое питание и естественно, проезд по маршруту, экскурсионное обслуживание. Если не хочется ни с кем делить удобства в номере и питаться три раза в день, то придётся доплатить. С учётом прихотей цена поездки возрастает до 29 – 31 тысячи рублей. С номером вроде всё в порядке. Но не зрелищами едиными сыт человек, хочется и калориями организм наполнить, чтобы лучше усваивались красоты и информация. И вот тут сюрприз. Завтрак в основном «Континентальный» или «Шведский стол» и вопрос только в его наполнении. А вот остальные приёмы пищи либо за свой счёт, либо как на поминках – что дадут, то и ешь, где покормят – там и покормят. Как говориться, жить можно, но грустно.
Транспортный вопрос в поездке – вопрос тоже серьёзный. Большинство туристических компаний предлагает свободное размещение в салоне автобуса. А это значит, кто раньше влез, тот и занял хорошее место. И нет уверенности в том, что удачно занятое место в какой-нибудь день не займёт наглая бабулька или лупоглазая блондинка не желающие ехать в хвостовой части автобуса по разным причинам. Попытка освободить своё место от захватчиц будет выглядеть как наглость вселенского масштаба, не исключено услышать классическое «Понаехали тута!».
При гарантированном размещении в автобусе вероятность занять место с первого по третий ряд имеет малую вероятность, даже при раннем бронировании. Но, даже если всё срослось и можно предвкушать удовольствия от поездки, радоваться рано! При малом наполнении группы, поездка будет проходить на микроавтобусе со свободным размещением в салоне. И вот при таком раскладе все старания коту под хвост!
Если посмотреть на маршрут, то и тут есть некоторые несостыковки с желаниями. Половина дня по Суздалю – это просто ничего! Особенно если это первая половина дня. Галопом по самому насыщенному достопримечательностями городу Золотого кольца… слов нет!
В некоторые маршруты попадает столица трусовой и постельнобельевой ткани – город Иваново. Прошлое у города короткое, смотреть там особо нечего, ну разве только весёленькие Ивановские ситчики в каком-нибудь специализированном магазинчике, ну и интересную картину шопинга.
Половину дня в Костроме – тоже мало. За это время можно посетить только Ипатьевский монастырь и то бегом.
Посмотрев достаточно много маршрутов предлагаемых туристическими компаниями скрипя зубами можно выбрать пару-тройку штук. Но не факт, что за честно заработанные и вложенные деньги можно расчитывать на познавательную поездку. Всё зависит от гидов и экскурсоводов и их отношению к людям и своей работе. Это проверено на себе в двух Кавказских вояжах 2012 и 2014 годов. И если в первой поездке водитель экскурсионного микроавтобуса, обслуживающий команды, вложил в наши головы очень много информации, то во второй поездке из профессионального экскурсовода с историческим образованием и большим опытом работы приходилось просто вытаскивать информацию как на допросе. А это портит настроение и впечатления. А готов ли экскурсовод ответить на каверзный вопрос и выйдет ли за рамки академической истории – это вопрос!
А если выбранный маршрут не совпадает со сроком отпуска? Все туры строго по графикам!
И так! Что имеет житель города Кемерово решившийся совершить «ленивую» поездку по городам Золотого кольца?
Запрос по электронке или звонок в Московскую туристическую компанию, приятный голос на другом конце провода, взявший трубку или перезвонивший после письма, ласково щебечет заученные фразы о вашей проницательности и большом уме, который сподвигнул позвонить именно им, поблагодарит за выбор компании и будет внимательно выслушивать пожелания. Если желания клиента и возможности компании совпали – это замечательно. А если нет? Выбор продолжается.
И вот, всё сложилось. Ваше желание и возможности туроператора совпали. Пора подсчитать денежные затраты.
Стоимость тура – 22000 – 31000 рублей.
Проезд до Москвы самолётом в зависимости от перевозчика, дня недели и прочих прихотей 8000 – 16000 рублей (по данным лета 2015 года), обратно столько же
Проезд в одну сторону поездом в зависимости от маршрута следования в плацкартном вагоне 5000 – 8000 рублей.
То же самое в купейном 9000 – 13000 рублей.
Гостиница в Москве – 4000 – 6000 в сутки.
Итого похудение кошелька составит 32000 – 85000 рублей на одного человека. А если вдвоём, но с расходами из одного кошелька? И это без карманных расходов, расходов на сувениры и прочие прелести поездки, не вошедшие в стоимость билетов, путёвки. Пугаться не нужно. Расходы можно оптимизировать и сократить от максимума примерно на 20 – 25 тысяч честно заработанных рублей ранним бронированием билетов, выбором вида транспорта, без проживания в Москве в ожидании начала тура и выезда домой. Так что в среднем поездка обойдётся тысяч в 60, без карманных расходов, в одно лицо. На эту сумму я и ориентировался для следущей части этой статьи.
Я не стал писать о прелестях поездок на поезде и авиаперелётах, кто курит, тот меня поймёт. Правда, во время всей поездки можно попить бухашки! Это для кого-то плюс! А если поездку сделать трезвой? Хотя бы для экономии средств и здоровья…
А что если…
А что если долгими зимними вечерами отвлечься от всяких социальных сетей, просмотров всякой ерунды в закромах интернета и задуматься о поездке по городам Золотого кольца на своём автомобиле?
Имея кое-какой опыт самостоятельных поездок по стране, решил ещё раз сравнить плюсы и минусы «ленивой» и «активной» поездок.
Посмотрев сайты туроператоров, почитав отзывы организованных и вольных путешественников о поездках по городам Золотого кольца, решил составить для себя маршрут со всеми вытекающими последствиями. Что же получилось?
Пробег от дома до дома примерно 7500 – 8000 километров.
И вот первые цифры. Замена масла и масляного фильтра – 2500 – 3000 рублей. Затраты на бензин при расходе для обычной легковой пузотёрки 7 л/100 км и цене на 95-й бензин в 38 рублей около 21 тысячи рублей. Цифры слегка завышены, как по расходу, так и по цене. А если машина «кушает» 92-й или находится на диете? То затраты, естественно, меньше. И цифра не меняется при поездке хоть в одно лицо, хоть в четыре. Естественно при разумной езде и регламентированном ПДД и знаками скоростном режиме. Итого дорога обходится в 23 – 24 тысячи рублей, сопоставимо с проездом на общественном транспорте.
Второй, очень положительный момент – собственное расписание. Не нужно ориентироваться на расписание поездов, самолётов, привязываться к дате тура.
Третье! За много лет выработалась привычка смотреть на дорогу через лобовое стекло. А если в автобусе место на корме? Всё! Только в боковое! Удовольствия мало…
Четвёртое! Любой маршрутный транспорт едет по чётко установленному маршруту с установленными местами остановок. А если в дороге что-то понравилось и захотелось сфотографировать? Ну что ж, хоти дальше. Никто не остановит ради твоих фотографических пристрастий. А снимать через порой грязное или тонированное стекло – просто плохо во всех отношениях.
Пятое! Носится за экскурсоводом, успевать слушать и снимать лишь бы как, тоже как-то не впечатляет!
Шестое! Города Золотого кольца находятся вокруг Москвы. А значит заезжать в столицу не нужно! Всё начинается гораздо раньше.
Седьмое! По дороге до городов Золотого Кольца много интересных мест! Значит, можно для разминки ног где-то остановиться и побродить с камерой и набраться первых хороших впечатлений.
Список положительных моментов можно продолжать! Но, есть и мелкие пакости, от которых никуда не деться.
Первая, хорошо решаемая пакость, это где оставить машину во время пешеходной части. Ну, тут как говорится, Яндекс-карты на экран и навигатор в руки! Стоянок достаточно! Главное не проскочить по дороге. Вечер за картами и проблема решена!
Вторая пакость, это где покушать. Хочется не дорого и вкусно, а ещё и без последствий. Тут либо собственная интуиция, либо советы бывалых. В закромах мировой паутины отзывов хватает. Плотно и вкусно покушать по дороге можно на 200 – 350 рублей на человека. Вот только ориентироваться надо на стоящие у кафешек машины с местными номерами и, желательно на машины выше среднего класса. Экипажи этих машин где попало есть не будут. А ещё можно взять с собой дорожный набор продуктов.
Третья пакость. Где жить? По трассе до начала основной части маршрута придорожных гостиниц хватает, сравнительно недорогие, с удобствами на этаже, в том же здании кафешки. Ночёвка обойдётся примерно в 1000 рублей на двоих, а хороший ужин на то же количество человек 500 – 700 рублей.
А вот в городах Золотого кольца ситуация интересная. Например, в Суздале, где гостиниц от гостевых домов до отелей туристического класса больше сотни ценовая политика очень интересная. В выходные дни, когда в городок устремляется тысячи жителей столичного мегаполиса, цены подпрыгивают нешуточно. А в обычные рабочие дни весьма приемлемые. Машину тоже можно оставить возле гостиницы. Городок небольшой, обойти его можно за день, а вот чтобы хорошо рассмотреть, нужно полтора – два дня. Ночёвка в Суздале обойдётся на 1 – 2 человек 1000 – 3500 рублей, всё зависит от количества гостиничных понтов, в смысле звёзд.
Заказать гостиницу можно и по телефону прямо с дороги. Получалось! Даже с первой попытки!
Есть вариант ночёвок в придорожных гостиницах с последущим утренним набегом на достопримечательности. А можно и в машине, только не часто!
Бякость или нет, но в музеи без денег не пускают. И в зависимости от музея, его содержания, стоимость билета будет в пределах 50 – 400 рублей. В некоторых музеях ещё взымают плату за фото – видеосъёмку, но это уже от жадности. Не брезгуют этим и церковные заведения, только у них это называется пожертвованием. Чтобы налоги не платить.
Архитектуру сооружений конечно можно посмотреть безплатно, но зайти на территорию какого-нибудь монастыря и запечатлеть его внутризаборную часть без пожертвования просто никак.
Ну а теперь список городов самого протяжённого маршрута Золотого кольца. Маршрут включает 16 городов за 8 дней. Многовато будет мест за столь короткое время!
Выбор маршрутов есть. Но вот для себя подобрать предлагаемый туроператорами маршрут не удалось. Грустно…
А что можно увидеть в 16 городах за 8 дней с учётом переездов? Почти ничего!
Что выбрать? Можно прокатиться на всё готовом, хороший вариант. А можно посидеть, посмотреть, подумать, посчитать и отправиться в самостоятельную поездку.
Вот только какой информацией воспользоваться?
Для начала в любом поисковике набрать фразу «Достопримечательности…» и сделать первые наброски маршрута. Есть очень хороший сайт autotravel.ru, вот уж где информации много, можно найти ответы почти на все вопросы, люди пишут. Без карт просто никак. Кроме бумажных есть много электронных. Ну и Гугл Планета Земля, здесь можно пройти весь маршрут глядя на него как будто в лобовое стекло.
И у кого какие соображения?